Научные направления
Разработка математических моделей обеспечения безопасности коллективного движения морских судов
«Разработка математических моделей обеспечения безопасности коллективного движения морских судов» - еще одно практико-интегрированное направление научных исследований Института информационных технологий.
Руководитель направления: доцент кафедры информационных технологий и систем Гриняк Виктор Михайлович.
Безопасность движения транспорта является важнейшим аспектом организации перевозок и планирования работы транспортных узлов. Диссертация относится к области обеспечения навигационной безопасности движения морских судов; некоторые результаты могут быть применены на речном и воздушном транспорте.
В настоящее время оперативный контроль за навигационной безопасностью движения судов в акватории морских портов осуществляется специализированными предприятиями – системами управления движением судов (СУДС). Их основной функцией является диспетчеризация движения в заданном районе. Функционирование СУДС связано с решением целого ряда специфических задач, обеспечивающих их целевое назначение. При этом функциональным ядром СУДС являются навигационные задачи, то есть задачи, связанные с определением координат (наблюдением) обслуживаемых объектов, анализом и планированием их траекторий, интерпретацией, визуализацией информации о движении объектов и выработкой диспетчерских решений. На решение задач повышения эффективности именно этой стороны обеспечения навигационной безопасности движения судов и направлено направление данное направление научных исследований.
Цель исследований - разработка и исследование математических моделей и методов решения задач обеспечения навигационной безопасности коллективного движения морских судов в условиях высокой интенсивности движения, ориентированных на реализацию в береговых системах управления движением судов.
Задачи исследований:
- Исследование комплекса научных проблем, математических моделей и методов, связанных с организацией и функционированием современных систем обеспечения навигационной безопасности движения судов.
- Разработка и исследование метода идентификации модели движения объекта по данным траекторных измерений.
- Разработка и исследование моделей задачи оценки возможности опасного сближения судов на основе многозначной логики.
- Разработка и исследование моделей задачи трёхкоординатного наблюдения движущегося объекта двухкоординатными измерителями.
- Разработка моделей представления навигационной информации на рабочем месте оператора СУДС и судоводителя.
Авторским коллективом с участием студентов и аспирантов подготовлены к защите диссертации, опубликованы десятки научных статей в ведущих российских и зарубежных журналах. Работа ученых ВГУЭС, занятых в том важном направлении научных исследований, высоко оценивается не только в России, но и за рубежом.