«Нужно быть на гребне волны»: молодые преподаватели Кафедры ИТС ВВГУ делятся секретами работы.

30 марта 2023

Под руководством доцента Института информационных технологий Евгении Соболевской студенты ВВГУ выигрывали всероссийские конкурсы по 3D – моделированию, становились призерами Международной конференции молодых ученых с проектом по нейронным сетям в информационной безопасности, а их разработку признавали лучшим инновационным решением в сфере образования. И это лишь небольшой список всех побед, которых ребята достигли с Евгенией Юрьевной за 15 лет ее работы в вузе. В интервью кандидат технических наук рассказала о связи творчества и IT, строгости при выставлении оценок и жажде знаний.

  • Следом за мечтой

У большинства молодых преподавателей в ВВГУ одинаковый «сценарий»: учились здесь в бакалавриате, магистратуре и остались. У вас же совсем другой путь?

- Я выпускница МГУ им. адмирала Невельского. Получила там образование по направлению «Автоматизированная система обработки информации и управления». И, пока училась, смотрела в сторону ВГУЭС (ВВГУ). Потому что у меня есть хобби – дизайн, и я все думала, может быть, пойти получить дополнительное образование.

Я начала преподавать в МГУ им. Невельского, но решила сменить работу. А тогда, в 2008 году еще ходил слух, что во ВГУЭС (ВВГУ) так просто не устроишься. Но я позвонила сюда и пришла на собеседование к Светлане Львовне Бедриной, которая тогда заведовала кафедрой. И все, с того момента я наш вуз на какой-то другой менять не хочу.

До сих пор существует стереотип, что IT – это сфера для мужчин. Это прослеживается даже по учебным группам в Институте, где большинство парней. А вы как выбрали направление?

- Классе в девятом я начала заниматься программированием, потом в 10 и 11 классах у меня был выбор - уходить в архитектуру либо поступать на что-то связанное с информационными технологиями. На тот момент меня очень поддержали родители, сказали, что скоро компьютеры будут везде.

А на третьем курсе, когда я решила преподавать, меня кто только не отговаривал. Мне все, в том числе преподаватели говорили, что это очень низкооплачиваемая профессия, что нужно постоянно проверять задания. Но я знала, что мне это нравится, почему тогда я должна заниматься нелюбимой работой? И к тому же ты постоянно учишься сам – нужно быть на гребне волны, чтобы всегда уметь ответить на вопросы студентов.

Чем вас привлек ВВГУ?

- Абсолютно всем: материальная база, отношение администрации. Понятно, что везде свои минусы и плюсы, но здесь я могу расти, могу заниматься со студентами той деятельностью, которая интересна и им, и мне.

Можно развиваться постоянно, отправлять студенческие работы на различные конкурсы. В прошлом году, например, мои студенты Юлия Криштопова, Александра Тузкова, Кристина Путилова и Илья Григорьев ездили в Екатеринбург на Международный конкурс прикладных IT-проектов. В ВВГУ ты постоянно растешь и в профессиональном плане, и с точки зрения науки. Много перспектив.

А вам самой приходится учиться?

- Постоянно. Когда я слышу от студентов, что им тяжело учиться, то показываю количество своих профессиональных переподготовок. Ну а как я могу преподавать дисциплину, если я не понимаю современные направления, если я не читаю литературу, не знаю, что требует рынок, какое программное обеспечение сейчас актуально.

  • Создаем реальные проекты

Направления, в которых вы занимаетесь с ребятами, очень разнообразны: и нейросети, и машинное обучение, и мобильные приложения…

- Думаете, очень широко? Повторюсь, образование у меня инженерное, я кандидат технических наук, но мое хобби – творчество. За плечами оконченная художественная школа. И это увлечение постепенно пришло в профессиональную деятельность. Например, 3D-моделирование – это же и скульптинг, и концепт-арт.

Нейронные сети, мобильные приложения, разработка – то, что необходимо изучать. UX/UI дизайн (проектирование пользовательского интерфейса, - прим. ред) – сейчас везде этому учат. Мне кажется, без моего хобби я бы не смогла вести эти дисциплины.

Насколько важна сейчас проектная деятельность в обучении студентов?

- Я не вижу смысла в дисциплине, которую я преподаю, если в итоге у студентов нет готового результата. Если они создают 3D-модель, значит она должна быть проработана от а до я, чтобы студенты понимали, как это все делается в реальном мире, какие этапы нужно будет пройти. Если это дизайн интерфейса, то в конце у них всегда защита презентаций и готовый кликабельный прототип, который они демонстрируют. Кстати, в этом году у первого курса некоторые защиты были просто фееричные, творческие. Даже захотелось продукт проспонсировать.

Сейчас у меня ребята занимаются собственной ритм-игрой «Art of reels». Это их идея, и они хотят дальше ее разрабатывать и с ней выходить на рынок.

Налажена ли у Института связь с бизнес-средой?

- Да, в рамках проектной деятельности или дипломного проектирования. Сейчас дипломница делает мобильное приложение «КонсультантПлюс» для ООО «Базис». Другая студентка делает мобильное приложение для кафе. Мы даже думаем представить его как стартап, чтобы эта разработка стала универсальным конструктором для ресторанов, куда каждый сможет вкладывать свой контент.

Что ждет абитуриентов, поступающих в Институт информационных технологий?

- Если человек хочет учиться, ему с нами будет интересно и увлекательно. На выходе он будет востребованным специалистом, причем не только в Приморском крае. Те айтишники, которые желают развиваться в своей профессии, очень хорошо зарабатывают.

Нужно понимать, кем бы ты хотел быть после университета, какие тебе нужны знания, и уже от этого отталкиваться. У нас очень много путей развития: прикладная информатика, интернет-вещей и оптические системы и сети, информационные системы и технологии, программная инженерия.

У нас отличная материально-техническая база. Например, в аудитории, где проходят большинство моих пар, стоят мониторы 4К, я уже не говорю о самом системном блоке. У нас современное программное обеспечение, последние версии - все, что необходимо на рынке. И наши лаборатории открыты, в них можно заниматься вне занятий, просто договариваешься с заведующим и работаешь.

Если не уверены, какое направление выбрать, то во время приемной кампании обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Или ознакомьтесь с информацией на сайте.

  • Гордимся каждым

Замечаете, как университет меняется?

- Да, я отлично это вижу и могу по своим дисциплинам показать. Сейчас я преподаю то, что требуется на рынке, а значит, я могу изменять программу. Если я понимаю, что, например, моя дисциплина уже не совсем востребованная, устаревшая, значит её можно заменить на другую в этом же профиле.

И вот это плюс всего вуза – мы следим за тенденциями.

Если сравнивать вас в начале пути и сейчас, вы видите, как поменялся ваш подход к студентам, к ведению пар?

- Да. Иногда приходится меняться, в каких-то моментах становиться менее требовательной, потому что я понимаю, что студенты приходят с разными базовыми знаниями. И нужно подстраиваться. Но главное, мне кажется, давать те знания, которые сейчас актуальны и востребованы.

Вы строгий преподаватель? И Щедры ли вы на оценки?

- Да, скорее строгий. Я считаю, что, если ты пришел учиться, то бери знания, которые тебе дают. Если я ставлю «тройку», то и знать ты должен на эту оценку. Нельзя просто ничего не делать. Мне бы не хотелось, чтобы о вузе, в котором я работаю, говорили: там ничему не учат, а оценки можно просто так получить.

Студенты, которые стараются, учатся – получают оценку. Это результат их труда, который они действительно заслужили. Есть критерии, лабораторные работы, и они знают, что им надо сделать. Если я вижу, что работа выполнена на высоком уровне, я могу поставить дополнительные баллы.

Сможете в трех словах охарактеризовать нынешнего студента ВВГУ?

- Они все разные. Большинство из них готово учиться. Они знают, чего хотят, зачем им образование, часто сами спрашивают: «А как я смогу это использовать? Для чего нам это?». Выпускники ВВГУ очень целеустремленные.

Сейчас вообще стало намного меньше студентов, которые поступают в вуз без цели.

Какими достижениями ваших студентов вы гордитесь больше всего?

- Всеми. Я горжусь каждым своим студентом. Даже если это защита диплома, и она «не звездная», я все равно горжусь, что он к этому пришел. Поэтому невозможно выделить.

материал подготовлен студенткой Высшей школы кино и телевидения Аной-Марией Васильевой и пресс-службой ВВГУ.

Персоны