Институт информационных технологий ВГУЭС: новый практико-исследовательский, образовательный кластер
В этом учебном году во ВГУЭС образован новый институт – Информационных технологий. В структуре института помимо образовательных подразделений (кафедра Информационных технологий и систем и базовая кафедра Современной оптики и фотоники совместно с ИАПУ ДВО РАН) – Центр информационно-технического обеспечения, ресурсный центр ИТ-инфраструктуры, две лаборатории – информационных систем и технологий и интеллектуальных систем.
В этом учебном году во ВГУЭС образован новый институт – Информационных технологий. В структуре института помимо образовательных подразделений (кафедра Информационных технологий и систем и базовая кафедра Современной оптики и фотоники совместно с ИАПУ ДВО РАН) – Центр информационно-технического обеспечения, ресурсный центр ИТ-инфраструктуры, две лаборатории – информационных систем и технологий и интеллектуальных систем. Главная особенность института – интеграция образования, практики и исследований, что позволяет готовить выпускников с уникальными компетенциями и знаниями, способных заниматься и практической, и научно-исследовательской работой.
В Институте занимаются подготовкой бакалавров, магистров и аспирантов по инженерным образовательным программам – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика». В 2015 году Институт информационных технологий ВГУЭС совместно с Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН начнут обучение бакалавров по профилю «Интеллектуальные инфокоммуникационные и оптические системы» направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
Об особенностях нового института рассказывает его директор, доктор технических наук Карина Шахгельдян:
- Институт информационных технологий ВГУЭС – это новый тип подразделения, объединяющий производственную, научно-исследовательскую и образовательную сферы. Это институт, в котором сосредоточены подразделения нашего университета, чья работа связана с развитием информационных технологий, их использованием и обучением.
Создавая новый институт, мы ставили перед собой цель – изменить форму образовательного процесса таким образом, чтобы максимально приблизиться к рынку труда. Студенты, чья будущая специальность связана с информационными технологиями, должны обладать практическими ИТ-компетенциями. Поэтому мы работаем по нескольким направлениям.
Во-первых, студенты взаимодействуют с нашими ИТ-подразделениями. Они вовлекаются в процесс разработки и внедрения информационных систем, которые проводятся в университете, что к моменту выпуска значительно повышает их уровень компетенций.
Во-вторых, мы много усилий прилагаем для взаимодействия с работодателями. Приглашаем практиков на образовательные площадки для единичных лекций, в качестве постоянных преподавателей, советниками при составлении учебных планов. В рамках практико-интегрированного обучения, с этого учебного года студенты параллельно с учебой проходят длительные стажировки на предприятиях. Учеба проходит по отдельным дням недели, в остальные дни – решение практических задач на предприятиях. Все время курируют студентов и участвуют в этом процессе наши преподаватели, это позволяет им быть не оторванными от практики, иметь понимание происходящих процессов на предприятии, своевременно перестраивать учебные планы и преподавать с учетом потребностей рынка.
В-третьих, в этом году у нас организована базовая кафедра «Современной оптики и фотоники» совместно с Институтом автоматики и процессов управления ДВО РАН. В следующем году мы будем делать набор бакалавров – будущих инженеров, которые являются специалистами в интеллектуальных системах, в беспроводной и оптоволоконной связи. В этом нам помогает наш партнер – Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН. У них есть материально-техническая база высокого уровня, которая позволит студентам знакомиться с современным оборудованием, работать с известными учеными и делать совместные проекты и публикации.
Современные технологии позволяют использовать лучший мировой опыт, поэтому в обучении мы используем многочисленные ресурсы, которые созданы в мировом сообществе. Massive Open Online Course (MOOC) – это достижение в области дистанционного обучения. В их основе лежит идея образования, доступного для всех. Ориентируемся на самые продвинутые университеты – Гарвардский, Стенфордский, и др. Среди хороших примеров российского опыта можно отметить ресурсы открытого института Интуит, курсы которого используются в учебном процессе кафедры, а также курсы, разработанные ИТ-вендорами, такими как Oracle, EMC, Microsoft, Cisco.
- Карина Иосифовна, почему университет решил объединить столь разные подразделения?
- Чтобы сделать университет в сфере ИТ ведущим не только в части разработки, но и в части обучения. В наших подразделениях по разработке ИТ-решений работают квалифицированные сотрудники, обладающие серьезными ИТ-компетенциями, имеющие опыт и знания. Это позволяет эффективно привлекать студентов, задавать вектор того, чему учить и как учить. При этом мы не основываемся исключительно на своем опыте, а привлекаем разные компании, работодателей, прежде всего из сферы ИТ, например, Ланит ДВ, Farpost, Сервис-центр, и др. Специалисты компаний-работодателей знают, какой результат им нужен, чему мы должны учить студентов и как.
Для университета – это первый опыт такой внутренней интеграции. Но есть требования времени – сосредоточиться на обучении по образовательным программам, а не по кафедрам. И вокруг образовательной программы мы полностью создали инфраструктуру – образовательную, проектную и научную. Тем самым, мы стремимся получить выпускника высокого уровня, конкурентного на рынке труда.
- Интересно узнать о преподавателях-практиках, работающих в институте.
- У нас работают ведущие программисты «FarPost», крупнейшей IT-компания на Дальнем Востоке, ведут дисциплину «Базы данных». При выполнении практических работ студенты получают доступ к базам данных, реально действующих проектов, разработанных и эксплуатируемых компанией. Преподаватели-практики участвуют в формировании практических и контрольных заданий, разработке системы оценивания знаний студентов.
Преподаватель кафедры, кандидат экономических наук Андрей Чен – технический руководитель 3-й категории ООО «Ронда Лимитед». Он ведет занятия по дисциплинам «Проектирование информационных систем», «Программирование на С» для студентов направлений «Информационные системы и технологии» и «Прикладная информатика».
Владимир Гаврилов – кандидат технических наук, директор фирмы ООО «Нивелир и Ко». Основным видом деятельности фирмы является: разработка программного обеспечения и консультирование в этой области, производство электромонтажных работ, производство печатных схем (плат). Он ведет дисциплину «Цифровая обработка сигналов» для студентов направления «Инфокоммуникационные технологии».
Игнатова Юлия Александровна, ведущий программист Центра информационно-технического обеспечения, занимается разработкой сервисов и систем Электронного кампуса ВГУЭС, ведет дисциплину «Информатика и программирование».
Еще один преподаватель Валерия Грибова – доктор технических наук, заведующий лабораторий ИАПУ ДВО РАН, профессор, член Российской ассоциации искусственного интеллекта, член ITHEA, эксперт аналитического центра при Правительстве РФ, РФФИ, РГНФ, эксперт ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, член экспертного совета ВАК. Ведет курс по дисциплине «Мультиагентные системы и облачные вычисления» для магистрантов 1-го курса направления «Прикладная информатика» и «Человеко-машинный интерфейс» для студентов бакалавриата.
- Наверное, самый главный вопрос – перспективы трудоустройства выпускников.
- У наших выпускников практически 100 % трудоустройство. IT-специалисты быстро находят работу, в будущем ситуация не изменится: анализ рынка труда показывает, что несмотря на то, что по многим отраслям ситуация в России в настоящее время сложная, сфера ИТ продолжает сохранять острую нехватку специалистов. Образование в IT – это интересно, современно, востребовано. Это язык, на котором говорят во всем мире. Поступая в наш институт, молодые люди делают вклад в свое будущее.