Бакалавров и магистрантов Института информационных технологий ВГУЭС учат инновационным ИТ-технологиям на практике

3 июля 2015 Жизнь вуза

ВГУЭС входит в число самых передовых в ИT-отношении университетов страны. Он первым в России внедрил облачную технологию с виртуализацией рабочих мест на основе нулевых клиентов. Разработка проекта – полностью заслуга авторского коллектива ВГУЭС.

Одна из соавторов Концепции «Электронный кампус университета» – директор Института информационных технологий ВГУЭС, доктор технических наук Карина Шахгельдян рассказала о направлениях подготовки бакалавров и магистрантов, новом профиле бакалавриата, особенностях практико-интегрированного обучения в институте, а также международном партнерстве в области образования.

– Карина Иосифовна, что нового появилось в этом году на кафедре информационных технологий и систем?

– Кафедра ИТС вошла в состав Института информационных технологий, который занимается развитием ИТ в университете и в области разработки программного обеспечения, развитием и поддержкой всей ИТ-инфраструктуры ВГУЭС, проведением научных исследований в области ИТ и образовательной деятельности.

Кафедра ведет сегодня набор на новые образовательные программы, разработанные в соответствии с новыми федеральными стандартами ФГОС+, с профессиональными стандартами в области информационных технологий (ИТ) и инфокоммуникационных технологий (ИКТ), а также с учетом опыта ведущих американских вузов и виденья ведущих международных вендоров в области ИТ (компаний EMC, VMware, Cisco, Microsoft, Oracle, 1C).

– На какие направления подготовки идёт сегодня набор в Институт информационных технологий на бакалавриат и в магистратуру?

– В 2015 году мы принимаем студентов на 3 направления бакалавриата:

Информационные системы и технологии

Прикладная информатика

Инфокоммуникационные технологии и системы связи.

А также открыт набор в магистратуру по направлению «Прикладная информатика» по программе «Корпоративные информационные системы».

– Какие конкретно знания и компетенции приобретут выпускники этих направлений?

– Студенты бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» с третьего курса разделятся на 2 профиля.

Первый профиль – «Разработка программного обеспечения» – предполагает подготовку программистов, которые имеют хорошие компетенции в области разработки информационных систем, сервисов, сайтов, мобильных приложений, баз данных.

Второй профиль – «Информационные технологии, ресурсы и среды» направлен на приобретение компетенций в области администрирования корпоративных сетей, развития центров обработки данных, администрирования серверных кластеров, сетей хранения данных и построения ИТ-инфраструктуры предприятия.

Студенты бакалавриата по направлению «Прикладная информатика» обучаются на профиле «Информатизация бизнес-процессов предприятия» и становятся специалистами в части разработки ИТ-проектов, от постановки задачи, разработки технического задания, до внедрения информационных систем и организации их дальнейшего сопровождения.

Студенты бакалавриата по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» обучаются на профиле «Оптические и интеллектуальные системы и сети связи» и приобретают компетенции в области волоконно-оптических систем и сетей связи.

Обучение на магистерской программе «Корпоративные информационные системы» направлено на получение компетенций в области управления ИТ-проектами организаций, в организации процесса информатизации предприятий.

Учебные планы кафедры целенаправленно ведут студента к получение необходимых профессиональных знаний и навыков в области ИТ, не отвлекаясь на «побочные» направления. Эта возможность появилась в университете только в этом году в связи с выходом новых стандартов и внедрением в практику обучения интегрированной модели обучения.

– Что такое интегрированная модель обучения?

– Интегрированной моделью мы называем возможность студентов получить практические компетенции в выбранной профессиональной области. Эта возможность у студентов есть, во-первых, в случае участия в реальных проектах Института информационных технологий, а также при прохождении практики на 4-ом курсе в течение 7 месяцев на предприятиях, в учреждениях и компаниях. Знания и опыт, полученные в «боевых» условиях, не только позволяют студентам написать курсовую и выпускную квалификационную работы, но также приобрести практический опыт, который поможет им быть конкурентными на рынке труда.

– Чтобы учиться у вас нужно быть программистом «от Бога»?

– Только один из наших 4-х профилей бакалавриата предполагает «заточенность» исключительно на программирование. Мы не скрываем: на этом профиле мы хотим продолжать готовить высококлассных программистов, способных решать задачи любой сложности в области разработки информационных систем, сервисов, мобильных приложений.

Но другие профили не ориентированы на программистов. В современном предприятии важным фактором развития является надежная, эффективная ИТ-инфраструктура и мы считаем, что профессионалы в области построения такой инфраструктуры востребованы на рынке труда в настоящем и в будущем как в России, так и за рубежом.

Некоторые студенты, несмотря на любовь к компьютерам, через год обучения говорят: «Я понял, программирование – это не мое». И это хорошо, что человек понимает важную для себя вещь так рано. Но это совершенно не страшно, так как направление «Прикладная информатика», несмотря на то, что тоже направлено на подготовку программистов, также имеет в виду и будущих ИТ-специалистов, способных взаимодействовать с заказчиками ИТ-проектов, писать технические задания, осуществлять внедрение, организовывать работу ИТ-служб. Развитие ИТ-проектов требует специалистов разных направлений и программистов среди них не больше половины.

Студенты направления «Инфокоммуникационные технологии» могут программировать, хотя это не является их основной компетенцией. Но мы даем им возможность приобрести навыки программирования процессоров и контроллеров, разработки сервисов для смарт-технологий.

– Карина Иосифовна, как мы уже сообщали, в этом учебном году начала действовать базовая кафедра современной оптики и фотоники Института автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВО РАН для студентов Института информационных технологий ВГУЭС. Студентов какой специальности она готовит?

– Мы очень плотно взаимодействуем с ИАПУ ДВО РАН по всем нашим направлениям подготовки. Во-первых, это направление «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», где многие дисциплины, начиная со 2-го курса, ведут ученые ИАПУ. Студенты выполняют лабораторные работы по таким дисциплинам на площадке института. У них появляется возможность не только получить практические навыки, но и при желании попробовать свои силы в научных проектах.

Во-вторых, ученые лаборатории «Интеллектуальные системы» ИАПУ участвуют в подготовке студентов по двум другим нашим направлениям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». Они также работают с нашими магистрантами по программе «Корпоративные информационные системы».

Базовая кафедра не только обеспечивает проведение дисциплин, но также прохождение практики и написание выпускной квалификационной работы на площадке ИАПУ для тех студентов, которые заинтересованы в участии в научных проектах института.

– Как обстоит дело с обеспеченностью нового профиля «Оптические и интеллектуальные системы и сети связи» современным оборудованием?

– Имеющаяся материальная база Института по новому профилю – в стадии дооснащения. Поэтому участие ИАПУ в обучении наших студентов сложно переоценить и с этой точки зрения. В текущем году университет выделяет более 15 млн. рублей на приобретение лабораторного оборудования для этого направления. Учебное лабораторное оборудование включает оборудование и стенды компаний Cisco и «National Instruments» - это мировые лидеры в области цифровых технологий.

Для обеспечения занятий по смарт-технологиям будут приобретены стенды немецкой компании «Phoenix Contact». Это новое для университета направление весьма перспективно для будущих выпускников и связанно с применением интеллектуальных ИТ-решений для управления отдельным домом, районом или городом в целом. Системы, которые будут изучать студенты по смарт-направлению, обеспечивают управление безопасностью, инженерными сетями, климатом, и т.п. Будет приобретено вспомогательное оборудование, например сварочный аппарат для оптических линий связи, чтобы студенты получали практические навыки на реальном оборудовании.

Таким образом, мы считаем, что студентов надо учить на самом новейшем оборудовании, и приобретаем самую современную технику от лучших производителей,

– Какие новые дисциплины предусмотрены в новых учебных планах?

Мы вводим те дисциплины, которые, во-первых, необходимы для получения компетенций, определенных в новых стандартах, во-вторых, те, что позволяют получить компетенции профессиональных стандартов, а также те, что рекомендуют вендоры, которые «инспектируют» наши учебные планы.

Так в этом году, по рекомендации компании EMC мы будем вести обучение по дисциплине «Анализ больших данных» с использованием учебных материалов от компании EMC. Технология Big Data находится на острие развития ИТ-отрасли, и мы не могли пройти мимо. Также мы ввели новый курс «ИТ-инфраструктура предприятия», который основан на нашем личном опыте по развитию Центра обработки данных и построению надежной и эффективной инфраструктуры предприятия, а также на материалах компаний EMC, VMWare, Cisco, Microsoft.

C 2014 года мы ведем курс по построению беспроводной сети предприятия, также построенный на материалах компании Cisco, что дает возможность нашим студентам во время учебы получить сертификат Cisco (последнее возможно также в связи с тем, что у нас открыта Академия Cisco и занятия ведет сертифицированный преподаватель). У нас появится новый курс по разработке мобильных приложений.

У нас разрабтанно несколько новых дисциплин по оптоэлектронике. Среди них «Оптические сети доступа», «Оптоволоконные линии связи», «Физические основы оптических систем», «Технологии волоконной и интегральной оптики».

– Карина Иосифовна, как вы отмечали ранее, наш университет создал Институт нового типа. Вокруг каждой образовательной программы создана инфраструктура –образовательная, проектная и научная... Как это выглядит на практике?

– Студентам с первого курса преподают профессиональные дисциплины преподаватели-практики. Часть из преподавателей работает в наших ИТ-подразделениях и занимается разработкой информационных систем, обеспечивающих деятельность университета. Некоторые преподаватели работают в ведущих ИТ-компаниях города («Ронда», «Фарпост»). Т.е. блок профессиональных дисциплин преподают те специалисты, для которых эта область является профессиональной деятельностью, причем в лучших компаниях города. Некоторые студенты, у кого есть такое желания, со второго курса могут принять участие в проектах, которые ведутся Центром информационно-технического обеспечения, по автоматизации университета и развитию ИТ-инфраструктуры университета. Студенты могут в это же время участвовать в научных проектах, которые ведут сотрудники базовой кафедры ИАПУ ДВО РАН и сотрудники Института информационных технологий. И, наконец, на четвертом курсе студенты уходят на предприятия и участвуют в их реальных проектах, получая опыт, приобретая конкурентные преимущества. В этом году такими предприятиями были, помимо собственно ВГУЭС, и ИАПУ ДВО РАН, «Фарпост», Банк «Приморье», «Росбанк» и многие другие. Наша цель, чтобы выпускники имели такие компетенции, которые позволят им успешно конкурировать на рынке труда не только у нас в регионе, но и в России в целом и за рубежом.

– У Института информационных технологий установлены международные контакты?

– Наши преподаватели давно и успешно преподают в университетах КНР. Каждый год несколько преподавателей приглашаются для чтения лекций по базовым профессиональным ИТ-дисциплинам в ряд университетов Китая. Что касается обменных программ, то мы только начинаем работать в этом направлении. Сейчас организуется первая группа студентов, которые следующий семестр проведут в Южной Корее в Национальном технологическом институте Кумо.

– А каковы перспективы выпускников Института информационных технологий?

– Как показал анализ, выполненный в рамках проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter», самая высокооплачиваемая профессия в настоящее время – программист. Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные исследования, в первый год после окончания вуза самые высокие зарплаты получают разработчики программного обеспечения. Они остаются самыми высокими и спустя три года после окончания вуза.

Также исследование показало, что лучше всего кризис переживут ИТ-специалисты. В стране наблюдается дефицит программистов, ИТ-инженеров и системных администраторов.